Профессиональная ориентация в школе
- это комплекс действий для выявления у школьников склонностей и талантов к определённым видам профессиональной деятельности, а также система действий, направленных на формирование готовности к труду и помощь в выборе карьерного пути. Реализуется непосредственно во время учебно-воспитательного процесса, а также во внешкольную и внеурочную работу с учащимися и их родителями.
Профориентация является непрерывным процессом и осуществляется целенаправленно на всех этапах
Цели профориентационной работы
- Формирование у детей готовности к труду.
- Воспитание качеств, способностей, свойств для дальнейшей профессиональной деятельности.
- Профориентационная поддержка школьников во время выбора профессии.
Задачи профориентационной работы
- Ведение информационной работы с учащимися: знакомство с профессиограммами, информацией о текущих и будущих потребностях на рынке труда, условиями и труда, и возможной заработной платы, дальнейшим развитием в рамках выбранной профессии
- Получение, изучение и использование информации о возможностях, склонностях, интересах школьников с целью помощи им в самостоятельном выборе профессии.
- Разработка и внедрение большого количества различных вариантов профильного обучения: программ, уроков, форм, методов, экскурсий и т.д.
- Поддержка школьников группы риска, у которых могут возникнуть проблемы с трудоустройством: отстающих в обучении, из коррекционных классов.
- Совместно с заведениями высшего или среднего профессионального образования обеспечивать подготовку и плавный переход учащихся на следующий уровень обучения.
Формы профориентационной работы в школе
Работа с учениками
- Встречи с интересными людьми, представителями профессий, представителями высших учебных заведений и предприятий-работодателей.
- Экскурсии на предприятия, ВУЗы.
- Факультативные занятия, кружки по интересам, углублённое изучение предметов.
- Помощь в определении необходимости дополнительного образования и выборе курсов в школе или за её пределами.
- Анкетирование учащихся.
- Комплексное профориентационное сопровождение на протяжении всего времени обучения в школе (консультации, тестирование, занятия, тренинги т.д.).
- Работа с родителями
- Индивидуальные беседы и консультации для родителей учеников.
- Лекции для заинтересованных родителей об их вкладе в выборе ребёнком профессии и получении соответствующего образования.
- Проведение классных и общешкольных родительских собраний.
- Анкетирование родителей.
- Создание инициативной группы родителей, готовых помогать в организации и сопровождении экскурсий, привлекать интересных людей для выступлений перед классом или самостоятельно рассказать о своей профессии.
- Привлечение родителей для помощи с временным трудоустройством старшеклассников во время каникул.
- Совместно с родителями создавать и вести кружки различных направлений (художественные, спортивные, театральные, интеллектуальные).
Выбор профессии – это одно из самых важных решений, который зачастую определяет всю дальнейшую жизнь, и легкомысленное отношение к нему совершенно неуместно.
Перед тем, как начать выбирать интересный карьерный путь необходимо прислушаться к себе и определить наиболее важные именно для Вас критерии будущей профессии. Условно причины выбора профессии можно разделить на две группы: внешние и внутренние.
Внешние причины выбора профессии
- Мнение окружающих о профессии и её престижности (друзья, родители, успешные знакомые и т.д.) – часто специальность выбирается под впечатлением от её престижности в глазах окружающих, что приводит к ситуации неудовлетворения от работы и необходимости переучиваться. Так же существует риск, что модный род занятий завтра снизит свою популярность, а то и перестанет существовать вовсе.
- Желание родителей – очень распространены случаи, когда профессия выбирается под давлением со стороны родителей, желающих устроить своего ребёнка на наиболее выгодную, с их точки зрения, специальность. С одной стороны, ими двигают исключительно благие побуждения, с другой же практически всегда стремления, желания и способности непосредственно ребёнка уходят на второй план и не учитываются.
- Уровень заработной платы – немаловажная причина, которую стоит учитывать вместе с остальными. Одной из самых распространённых ошибок при выборе является упор исключительно на предполагаемую зарплату без учёта желаний и талантов.
- Доступность обучения – согласитесь, получать образование намного легче и комфортнее в своём родном городе, а необходимость переезда и жизни в общежитии может отпугнуть многих людей.
Внутренние причины выбора профессии
- Интерес – наряду со способностями одна из важнейших причин к выбору профессии. Наличие интереса может компенсировать недостатки в других областях, таких как: склонности, таланты, знания и тому подобных.
- Физические возможности – если у Вас аллергия на пыльцу, то ботанические и аграрные профессии с высокой степенью вероятности окажутся недоступными. Для музыкантов необходимо наличие слуха, для певцов голоса, повара и дегустаторы не смогут обойтись без развитых вкусовых рецепторов. Исключения бывают, но они редки и больше подтверждают правило.
- Наличие склонностей, талантов, способностей – в школе становятся видны склонности к разным видам деятельности. Если человек в школе с трудом осваивал математику и физику, то вряд ли ему стоит связывать карьерный путь с этими направлениями.
- Возможность самореализации – естественное желание быть мастером своего дела, расти и развиваться как профессионал.
Несомненно, это не все причины связанные с выбором профессии.
Для принятия реалистичного решения о выборе профессии необходимо проанализировать следующие факторы:
Первый фактор – «ХОЧУ»
Оцените свои интересы и склонности, какие профессии нравятся, что Вы о них знаете.
Второй фактор – «МОГУ»
Знаете ли Вы о своих способностях и умениях. Знаете ли Вы, какие требования предъявляет выбираемая профессия к специалисту.
Третий фактор – «НАДО»
Узнайте, требуются ли специалисты выбранной вами профессии в настоящем и ближайшем будущем на рынке труда. Как и где можно обучиться по данной специальности
ПРОЕКТ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ «БИЛЕТ В БУДУЩЕЕ»
http://bilet-help.worldskills.ru/participant
«Билет в будущее» - это проект по профориентации школьников 6-11 классов. Проект нацелен на то, чтобы школьники получили возможность не только узнать или увидеть профессию, но и «попробовать» ее.
ЭТАПЫ ПРОЕКТА:
- диагностический этап состоит из 3 разделов
- этап профессиональных проб (очный)
Профессиональные пробы — это практико-ориентированные мероприятия, которые позволяют погрузиться в какую-либо профессиональную сферу
«АТЛАС НОВЫХ ПРОФЕССИЙ»
это альманах перспективных отраслей и профессий на ближайшие 15–20 лет. Он поможет понять, какие отрасли будут активно развиваться, какие в них будут рождаться новые технологии, продукты, практики управления и какие новые специалисты потребуются работодателям. Участники исследования проанализировали технологические, социальные и экономические изменения, планы развития ведущих компаний, чтобы сформировать отраслевые «карты будущего», где ключевая роль отводится специалистам, способным успешно эти планы воплощать и развивать.
«ПРОЕКТОРИЯ» - ПОРТАЛ + ФОРУМ + ОТКРЫТЫЕ УРОКИ
Интерактивная цифровая платформа для профориентации школьников, которая была запущена в ноябре 2016 года. Представляет собой онлайн-площадку для коммуникации, выбора профессии и работы над проектными задачами, игровую платформу с конкурсами, опросами и флешмобами, а также интернет-издание с уникальным информационно-образовательным контентом.
- ФОРУМ (всероссийский форум профессиональной ориентации «Проектория» (ранее «Будущие интеллектуальные лидеры России») Ключевой офлайн-формат, проводится по распоряжению Президента РФ с 2013 года. Объединяет ведущих экспертов и лидеров индустрий, лучших педагогов страны и мотивированных школьников для решения актуальных вопросов в области профессиональной ориентации и самоопределения. перечень актуальных форумов по профориентации https://forum2018.proektoria.online
- ОТКРЫТЫЕ УРОКИ (всероссийские открытые уроки «Россия, устремленная в будущее». Регулярные уроки по профессиональной навигации для старшеклассников проходят в режиме «онлайн». Каждый урок собирает более 1 млн участников из 22 тыс. школ.)
- ПРОФЕССИИ (новые, востребованные, перспективные) #профессия@proektoria
- КЕЙСЫ (проектные задачи) Это учебно-тренировочные задачи, составленные на основе реальных инженерных, научных или бизнес-ситуаций. Они не похожи на учебные или олимпиадные задания, требуют неординарного подхода и чаще всего имеют несколько правильных решений, о которых компании-заказчики могут даже не подозревать.
- РАБОТОДАТЕЛИ (содержит перечень предприятий, организаций, учреждений, которые можно подобрать по направлению профессиональной деятельности)
- ВУЗЫ (содержит подборку ВУЗов России по направлениям)
- НОВОСТИ
Группа «ПроеКТОриЯ» ВКонтакте:
Интерактивная цифровая платформа для профориентации школьников, которая была запущена в ноябре 2016 года. Представляет собой онлайн-площадку для коммуникации, выбора профессии и работы над проектными задачами, игровую платформу с конкурсами, опросами и флешмобами, а также интернет-издание с уникальным информационно-образовательным контентом.
ИНФО-ПРОФИ – портал для студентов, школьников, абитуриентов
САМЫЕ ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ПРОФЕССИИ БУДУЩЕГО (СТАТЬЯ)
https://realybiz.ru/biznes-v-internete/perspektivnye-professii-budushhego.html
СПИСОК ПОПУЛЯРНЫХ ПРОФЕССИЙ В РОССИИ
https://proforientator.ru/professions/#tocontent
описания профессий, включают информацию о требованиях к профессиям, отрасли, связанные с профессией, обязательные для поступления ЕГЭ и др.
ПОСТУПИ ОНЛАЙН ДЛЯ АБИТУРИЕНТОВ И РОДИТЕЛЕЙ
Актуальная информация для старшеклассников о поступлении в вузы, выборе профессии, специальности и программ образования: новости, статьи, дни открытых дверей, олимпиады (сервис выбора вуза и специальности).
КОЛЛЕДЖИ И ТЕХНИКУМЫ РОССИИ
https://moeobrazovanie.ru/search.php?section=ssuz
ВУЗЫ РОССИИ (УНИВЕРСИТЕТЫ, ИНСТИТУТЫ, АКАДЕМИИ)
https://moeobrazovanie.ru/search.php?section=vuz
ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ ХМАО-ЮГРЫ
http://vuzoteka.ru/вузы/Ханты-Мансийский-автономный-округ-Югра
ВУЗЫ ТЮМЕНИ
http://vuzopedia.ru/region/city/114
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ КОЛЛЕДЖИ И ТЕХНИКУМЫ ХМАО-ЮГРЫ
https://www.ucheba.ru/for-abiturients/college/hanty_mansiyskiy
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ КОЛЛЕДЖИ И ТЕХНИКУМЫ ТЮМЕНИ
https://tumen.ucheba.ru/for-abiturients/college
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ КОЛЛЕДЖИ И ТЕХНИКУМЫ ЕКАТЕРИНБУРГА
https://eburg.ucheba.ru/for-abiturients/college
ШКОЛА АБИТУРИЕНТА — это актуальная информация для абитуриентов, секреты выбора профессии, специальности, вуза, колледжа, предметов ЕГЭ и лайфхаки поступления.
ЦЕНТР ТЕСТИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ГУМАНИТАРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДЛЯ ЛЮБОГО ВОЗРАСТА)
ТЕСТЫ НА ВЫБОР ПРОФЕССИИ
https://moeobrazovanie.ru/testy_na_vybor_professii/
https://proforientator.ru/tests/
АКАДЕМИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ МЧС РОССИИ
1. АУ «Сургутский политехнический колледж» https://surpk.ru/
Соглашение о партнерстве с АУ "Сургутский политехнический колледж"
2. КУ «Нефтеюганский центр занятости населения» https://neftczn.tilda.ws/
Обращение Выпускников нашей школы к будущим студентам
В целях обеспечения профессионального самоопределения и перспективного трудоустройства инвалидов и лиц с ОВЗ предлагаем рассмотреть информацию о приеме на обучение по основным профессиональным образовательным программам среднего профессионального образования, реализуемым федеральными казенными профессиональными образовательными учреждениями, находящимися в ведении Минтруда России, и приеме на обучение по основным профессиональным образовательным программам высшего образования в некоторые федеральные государственные бюджетные учреждения высшего образования, в которых созданы необходимые оптимальные условия для доступного профессионального образования инвалидов и лиц с ОВЗ. Список образовательных организаций среднего профессионального образования, подведомственных Министерству труда и социальной защиты РФ
Информация для выпускников и родителей
ОМВД России по Нефтеюганскому району объявляет набор юношей и девушек для поступления в Уральский юридический институт МВД России в 2025 году, на очную форму обучения, по специальностям:
1. «Правовое обеспечение национальной безопасности», (специализация - уголовно-правовая, профиль подготовки - дознание в органах внутренних дел. Срок обучения 5 лет по очной форме. Вступительные испытания: по результатам ЕГЭ - русский язык, обществознание, дополнительные вступительные испытания - русский язык, физическая подготовка (выполнение контрольных нормативов: для юношей - бег 100 м., кросс - 1000 м., подтягивание на перекладине; для девушек - бег 100 м., кросс - 1000 м., силовое комплексное упражнение).
По окончании обучения курсантам и слушателям, успешно освоившим учебную программу и выдержавшим государственные экзамены, выдается диплом государственного образца (квалификация «Юрист») и присваивается звание «Младший лейтенант полиции».
2. «Экономическая безопасность», специализация - экономико-правовое обеспечение экономической безопасности, профиль подготовки - экономическая безопасность и противодействие коррупции в органах внутренних дел. Срок обучения 5 лет по очной форме. Вступительные испытания: по результатам ЕГЭ - русский язык, математика (профильный уровень), дополнительные вступительные испытания - русский язык, физическая подготовка (выполнение контрольных нормативов: для юношей - бег 100 м., кросс 1000 м., подтягивание на перекладине; для девушек - бег 100 м., кросс - 1000 м., силовое комплексное упражнение).
По окончании обучения курсантам и слушателям, успешно освоившим учебную программу и выдержавшим государственные экзамены, выдается диплом государственного образца (квалификация «Экономист») и присваивается звание «Младший лейтенант полиции».
Требования к кандидатам:
- наличие Российского гражданства;
- возраст до 25 лет; 2
- среднее (полное) общее или среднее специальное (профессиональное) образование;
- рост не ниже 156 см.;
- годность по состоянию здоровья к службе в органах внутренних дел;
- отсутствие компрометирующих материалов.
За справками обращаться по адресу: г. Нефтеюганск, ул. Парковая, д.8 (здание ОМВД России по Нефтеюганскому району), каб. 405, 417 или по телефонам: 8(3463)20- 95-27, 20-95-29.